Мы разрабатываем эффективные, работающие решения
для онлайн реализации сложных бизнес-задач клиентов
Когда мы говорим о сексуальном насилии, то в уме чаще всего возникают картинки, далекие от реальности – темный переулок и маньяк. Так тоже бывает, но редко. Основная опасность, которая подстерегает детей – это взрослые из близкого окружения и… интернет. В последнее время педофилы стали регистрировать детские фейковые аккаунты в социальных сетях и заводить знакомства со своими «одногодками». К сожалению, уже есть случаи, когда дети после «невинного» общения в интернете становились жертвами насилия. Поэтому сегодня наша беседа – со специалистом по кибербезопасности Анастасией Овчаренко, которая уже несколько лет проводит лекции и тренинги как для детей, так и для их родителей в украинских школах, и знает о безопасности в интернете все!
— Настя, многие родители всячески стараются ограничивать время ребенка в интернете – переживают за зрение, за бестолково потраченное время, но при этом сами от гаджетов почти не отрываются. Есть ли в этом смысл?
— Можно запретить ребенку сидеть в интернете – это абсолютное право тоталитарного родителя, большая «галочка» для мамы и папы, которые считают, что будут контролировать ребенка минимум до 16 лет, а в идеале всю жизнь. Но это утопия, поскольку не единым гаджетом, который принадлежит ребенку, он может пользоваться. У него есть телефон, компьютеры мамы и папы, их телефоны, а также есть друзья, у которых такой же полный набор. Или еще одна распространенная ситуация: пришел малыш на работу к родителям, и ему всучили планшет (лишь бы не мешал). В этот момент никому не интересно, что читает или смотрит ученик младшей школы.
— Что можно порекомендовать родителям, которые хотят фильтровать информацию. Потому что иногда пишешь достаточно приличный запрос, а получаешь информацию порнографического характера.
— Когда я начинала рассказывать родителям про детскую безопасность в интернете, приводила пример «мокрых кисок». И как-то на мастер-классе присутствовал мой муж. Он послушал, набрал в поисковике запрос и у него все хорошо – мокрый сиамец, мокрый британец, выкупанный дворовой кот. И тогда я предложила ему выключить безопасный поиск, который у нас стоит по умолчанию. Вот теперь было все!
Нужно объяснять детям, что галочка безопасного поиска существует не зря, и придумана она не для того, чтобы ты чего-то не видел. Эта галочка, прежде всего, закрывает доступ к фишинговым ссылкам, сайтам, которые распространяют вирусы. А для ребенка намного важнее знать и понимать, что это защитит его аккаунт в соцсетях или имейл от взлома и кражи, чем то, что он не сможет посмотреть на «мокрых кисок». ВКонтакте эта галочка тоже отлично работает.
Также можно оградить ребенка от информации в настройках антивирусника. Я очень люблю Касперского, он позволяет родительскому контролю поставить галочку «жаловаться», если сайт подозрительный. Так что рекомендую использовать этот инструмент.
— Стоит ли объяснять сыну, дочери, что есть сайты, куда не стоит ходить?
— Если рассказать, что куда-то не надо ходить, то есть велика вероятность, что именно туда он или она и пойдет. Потому что — «А что я там не должен/не должна видеть?». Я бы тоже сходила. Это же интересно. Зачем это провоцировать?
Есть другой классный прием: отдать вопрос безопасности под ответственность ребенка. Чтобы он устанавливал антивирусник, следил за его обновлением. Такая позиция очень хорошо мотивирует. И тогда уже он будет спрашивать, соблюдаете ли вы меры безопасности. Вообще всегда очень хорошо просить помощи у подростков, они прекрасно справляются со многими задачами. Таким образом мы, во-первых, воспитываем ответственность, а, во-вторых, официально можем задавать вопросы: что у нас стоит за антивирусник, как давно он обновлялся и что можно сделать для улучшения информационной безопасности семьи.
Если ребенок начинает заботиться о безопасности своего компьютера/гаджета, своей страницы в социальных сетях, он учится устанавливать собственные границы и уважать чужие. Поэтому как только заводится аккаунт ВКонтакте или Фейсбуке, нужно объяснить: «Твоя страница – твои правила». И вот эти самые правила в идеале стоит разработать вместе с ребенком. Но их нужно обсуждать, приходить к обоюдному согласию, а не спускать, как директиву. Тогда это имеет смысл. Если же навязывать — может наблюдаться обратный эффект. Например, вы договариваетесь, что ребенок не будет постить фото себя раздетого, не будет включать геолокационный сервис, не будет рассказывать свой маршрут. Геолокация – это зло для детей. А часто и для взрослых, которые с удовольствием чекинятся едва ли не каждую минуту, и поэтому становятся легкой добычей для воров и маньяков. Я, например, рекомендую точки чекина никогда не ставить четко на дом.
Также надо помнить, что в соцсетях есть ограничения по возрасту. Это тоже не просто так. Если мы начнем жаловаться, что кто-то домогается в сетях 10-летнего ребенка, нас спросят, сколько в реальности ему лет, и почему родители позволили сыну или дочери зарегистрироваться, указав неправильную дату рождения. ВКонтакте и Фейсбуке можно зарегистрироваться с 14 лет, в Одноклассниках с 7, но там есть функция жалобы (галочка) прямо с личных сообщений, если кто-то что-то пишет неприличное или шлет фото. У твиттера возрастных ограничений нет.
— Как ты относишься к выкладыванию фотографий в социальных сетях? Детей, родителей, племянников, бабушек, дедушек…
— Мы с этим ничего не поделаем. Это демонстрация того, что у человека все хорошо. У него есть дети, муж/жена, родители, есть работа, друзья, корпоративы. Но есть смысл помнить, какие фото надо выкладывать, какие нет. Настройки конфиденциальности существуют не просто так, все фото индексируются поисковыми системами (ВКонтакте, например, сейчас индексируется лучше сайтов) — и найти их даже через несколько лет не составит труда. Поэтому существует понятие закрытого профиля. Также имеет смысл выделять фотографию только для группы людей, которая там запечатлена. Если говорить о паранойе, то да – выкладывать фото нельзя.
— А детям безопасно выкладывать свои фото в соцсетях?
— Фотографии детей должны модерировать родители. Хотя бы в самом начале, пока ребенок не поймет, чем можно делиться, а чем — нет. Ни в коем случае нельзя выкладывать фото ребенка в своей комнате и фотографии, по которым четко можно идентифицировать локализацию.
— А что не так в детской комнате?
— По комнате очень многое можно сказать о ребенке. И понять, чем его можно зацепить, чтобы завязать разговор и завести в незнакомое место. Чем меньше такой информации попадет в сеть, тем лучше для ребенка. У каждого школьника есть четкий маршрут, которым он идет в школу и домой. И в один «прекрасный» день может кто-то появиться рядом, предложить посмотреть на котят или щенков. А не ведутся на котят только дрессированные дети. И отработка этого навыка (отказ пойти с чужим) по сути бесконечная. То есть это не просто разговоры.
— Как ты относишься к тому, что родители тайно просматривают личку детей в социальных сетях?
— Это нарушение личных границ ребенка. Если мы считаем, что наш сын или дочь – самостоятельная личность, то должны доверять его внутреннему пространству. И если мы доверяем, то не стоит читать детскую личку. Я не читаю, и очень надеюсь, что никогда до этого не дойду. Читая личные сообщения, смс, письма, мы теряем контакт с ребенком и его доверие.
— То есть, если не доверяете, то лучше не разрешать заводить аккаунт в соцсетях?
— Если не доверяете и не разрешаете, ребенок все равно заведет аккаунт в соцсетях. Наступает возраст, когда он не будет спрашивать у родителей. Или приходит момент, когда ребенок говорит: «У меня из 20 одноклассников 18 имеют аккаунты ВКонтакте». У них там чат, закрытая группа. И он как бы советуется с вами, но по сути ставит перед фактом. И к этому моменту надо подготовиться, разработать правила, рассказать, что такое двухфакторная авторизация.
— Но даже не все родители в курсе, что это такое!
— Конечно. И очень удивлены, почему у них воруют аккаунты в соцсетях или по всем друзьям рассылается вирус. Кстати двухфакторная авторизация убирает соблазн почитать личку ребенка.
— А пароли? Как научить детей не ставить пароль в виде даты рождения?
— В моей компании есть корпоративное правило установки паролей. И это норма. Если эту норму не задавать взрослым людям, то будет 1234qwerty. Поэтому нужно продумать схему создания паролей, чтобы это было максимально сложно для взлома и подбора. И раз в месяц не забывать делать рокировки, которые для тебя понятны, а остальным нет.
— То есть ты считаешь, что правильному установлению паролей нужно обучать с самого раннего возраста?
— Да. Иначе мы получим тех же взрослых, которые не знают, что такое двухфакторная авторизация. И не понимают, зачем Фейсбук присылает какие-то циферки. Отлично сделал Приватбанк, который всех принудительно заставил проходить двухфакторную авторизацию. Они сделали ее настолько обязательной, что у взрослых отпал вопрос – что это?
— Давай еще раз вернемся к вопросу безопасности общения в соцсетях. Как родители могут быть уверены, что ребенку ничего не угрожает, если они никак не контролируют этот процесс?
— Если мы начнем вмешиваться в соцсети ребенка, читать личку, ребенок заведет второй аккаунт.
— А если ребенок не знает?
— Я уверена, что ребенок будет знать. Он будет понимать, что что-то происходит. Все тайное становится явным. А теперь представим состояние мамы, когда сын или дочь придут к ней и скажут: «Мама, ты читала мою переписку?». Какого цвета она будет? Нужно ли ей это? Зачем мы ставим себя в это неловкое положение? Или другая ситуация: ну прочла переписку. Что мама будет с этим делать? Во-первых, у детей часто есть свои шифровки. И текст не всегда понятен взрослым. Во-вторых, этой информации больше нигде нет. И?
Страшная правда заключается в том, что мамы читают детскую личку не для того, чтобы заботиться о безопасности ребенка, а для контроля. Оправдывая свои нехорошие действия тем, что «я забочусь о дочке или сыне». А на самом деле «решаю какую-то свою задачу и проблему». Стук в детскую комнату – это тоже к теме границ и безопасности. Зачем мы сами подвергаем себя риску увидеть что-то, что не даст нам спать спокойно? Родители должны помнить, что ребенок очень быстро вырастет, а обиды на родителей останутся.
— Давай подытожим. Если бы тебе нужно было обратиться к родителям в двух предложениях, что бы ты сказала?
— Доверяйте ребенку, позвольте в каких-то вопросах ему быть взрослее, и ответственнее. Поверьте и дайте вашим отношениям партнерство, а не контроль.
Автор интервью: Юлия Ярмоленко
|
|